Ниже будет довольна длинная цитата из лекции по богословию, прочитанной Антонием Сурожским в 1971 г.
Впервые я прочитала её в феврале, будучи в Лондоне. Тогда она помогла мне влиться в новую и другую для меня культуру.
Но я перечитываю её вновь и вновь, потому что мне кажется, она частично отвечает на мой внутренний вопрос «В чем же суть конфликта?»
«В Ветхом завете то, как мы думаем о жизни, выражено в категориях справедливости, воздаяния и награды. Справедливо поступает тот, кто отдает другому принадлежащее тому по праву. Судья справедлив, когда выносит приговор в соответствии с тем, что было сделано.
Конечно, на уровне практики, с точки зрения человеческих отношений, особенно общественных, так и должно быть. И всё же это не окончательная справедливость и не самое существенное в ней.
Отношения людей не сводятся к награде и воздаянию - и не только потому, что существует милость и благодать, но и потому что существует акт справедливости более существенный, чем награда или воздаяние.
Мы не поступаем справедливо, когда просто судим друг друга по справедливости. Основной, фундаментальный акт справедливости состоит в том, чтобы признать за другим, кем бы он ни был, право быть тем, кто он есть, даже если это связано с риском.
По-настоящему справедливо - в том смысле, в каком справедлив Бог, - мы поступаем когда принимаем факт, что тот, кто «не я», - имеет право на радикальную инаковость, на неизбывную несхожесть со мной.
И это мы не готовы принять легко, потому что это опасно. Это рискованно не только здесь и сейчас, это глубокий риск, который угрожает нашему самосознанию, самому нашему существу.
Принять то, что другой существует сам по себе, помимо моего «я», что я не имею никакого отношения к его существованию, что если бы меня вовсе не было, он, быть может, не почувствовал бы никакой разницы. Принять, что у него есть право быть просто потому, что он есть, а не в качестве отражения моего присутствия в этом мире; что у него есть право никак не приспосабливаться к тому, каков я, - вот в чем основоположная справедливость.
И следовать ей - безмерно затратнее и опаснее, чем просто относиться к человеку определенным образом»